статьи прокуратуры Краснозерского района

Ответственность родителей за систематические пропуски уроков ребенком
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители обязаны обеспечивать получения детьми общего образования.
Также, ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Из вышеизложенного следует, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, могут быть привлечены к административной ответственности за непосещение образовательной организации без уважительных причин.
Помощник прокурора Л.Е.Лакетко
Дополнительные расходы на ребенка, их взыскание
Семейным законодательством предусмотрено право ребенка на получение содержания от своих родителей и обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей. Помимо обязанности по уплате алиментов (периодических платежей) на содержание детей при наличии исключительных обстоятельств каждый из родителей может быть привлечен к участию в несении дополнительных расходов (п. 1 ст. 60, п. 1 ст. 80, п. ст. 85 СК РФ)
К таким исключительным обстоятельствам относятся: тяжелая болезнь, увечье несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимость оплаты постороннего ухода за ними, отсутствие пригодного для постоянного проживания жилого помещения и другие обстоятельства (п. 1 ст. 86 СК РФ).
Участие родителей в несении дополнительных расходов на детей осуществляется на основании соглашения или решения суда.
Помощник прокурора Л.Е.Лакетко
Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Любой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральной налоговой службе (ст. 23 ГК РФ).
Уклоняясь от государственной регистрации, данные лица скрывают свою прибыль от учета в ФНС и уклоняются от уплаты налога.
Некоторые виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (деятельность в сфере медицины; перевозки пассажиров; заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов), а отсутствие таковой на осуществление указанных законом видов деятельности влечет наказание.
Так, ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица в виде штрафа от 500 до 2 тысяч руб.
Частями 2, 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление: деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательны; предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Совершение этих правонарушений индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами влечет наложение административного наказания: штраф, конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья, административное приостановление деятельности.
Когда при осуществлении «нелегальной» деятельности нанесен крупный ущерб государству, организациям или гражданам, либо деяние совершено организованной группой, либо с извлечением дохода в крупном и особо крупном размере, виновному грозит уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ.
При этом доходом в данном случае является выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельностью без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.В качестве наказаний УК РФ предусматривает штраф, обязательные работы, арест, принудительные работы, лишение свободы.
Помощник прокурора Л.Е.Лакетко
Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей через нотариуса
25 августа 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон 08.08.2021 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», упрощающие регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при подаче документов через нотариуса.
Так, нотариус, подтверждающий подлинность подписи заявителя на документах о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя, обязан в тот же день в электронном виде направить их в налоговый орган для прохождения соответствующей процедуры. Это касается только тех случаев, когда подпись заявителя на документах при создании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заверяет нотариус.
Регистрация документов в налоговых органах занимает до 3 рабочих дней.
Готовые документы могут быть направлены на электронную почту заявителю либо нотариусу, который в необходимом случае может их распечатать в бумажном виде и выдать заявителю.
Указанные требования на распространяются на отдельные виды юридических лиц, в том числе кредитные, общественные, некоммерческие организации, политические партии, профессиональные союзы, для регистрации которых законодательством установлен специальный порядок.
Помощник прокурора Л.Е.Лакетко
Трудовые права граждан под охраной государства!
Прокуратурой Краснозерского района проведена проверка исполнения трудового законодательства муниципальным бюджетным учреждением Краснозерского района «Комплексный центр социального обслуживания населения».
Проверкой установлено, что при заключении трудовых договоров с вновь прибывшими работниками учреждением не проверялись сведения о наличии (отсутствии) судимости у лиц, задействованных в оказании социальных услуг несовершеннолетним, что свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей запрет на осуществление трудовой деятельности в сфере оказания социальных услуг несовершеннолетним лицами, имеющими судимости за отдельные категории преступлений.
Кроме этого, учреждением, при заключении трудовых договоров с инвалидами, последним устанавливалась продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска 28 календарных дней, а не 30 календарных дней, как предусмотрено абз. 5 ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
По результатам проверки 08.10.2021 прокурором района директору учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства трудового законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов.
Кроме этого, в отношении директора учреждения возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Старший помощник прокурора Краснозерского района
младший советник юстиции О.П. Стенина
Проверкой, проведенной в апреле 2021 года, установлено, что не все жилые помещения, приобретенные и предоставленные администрацией Краснозерского района в 2020 году детям - сиротам и лицам из их числа, соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Новосибирской области от 24.09.2019 № 384-п «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области».
Пунктом п. 5 Требований к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных приложением к Порядку обеспечения жилыми помещениями (далее - Требования), предусмотрено, что в жилом помещении, в том числе, должны быть установлены межкомнатные двери, электрическая или газовая плита, в ванной комнате умывальник со смесителем.
В нарушение п. 5 Требований в жилых помещениях, предоставленных по договору найма специализированного жилого помещения, в ванной комнате отсутствовал умывальник со смесителем, отсутствовали межкомнатные двери на кухню и в жилую комнату, газовая или электрическая плита.
Пунктом 6 Требований предусмотрено, что потолок в ванной комнате должен быть окрашен и/или натяжной.
В нарушение п. 6 Требований в 12 квартирах, предоставленных лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отделка потолков в ванных комнатах выполнена из ненадлежащих материалов.
По результатам проверки 09.04.2021 прокурором района главе Краснозерского района внесено представление, которое находится на рассмотрении. Устранение выявленных нарушений находится на контроле у прокурора района.
Помощник прокурора Краснозерского района Л.Е.Лакетко
Прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке и прохождении отопительного сезона
Прокуратурой района в сентябре 2021 года проведена проверка соблюдения ресурсоснабжающими организациями Краснозерского района законодательства при подготовке и прохождении отопительного сезона.
Проверкой установлено, что у муниципальных унитарных предприятий района имеется задолженность по муниципальным контрактам за поставленный каменный уголь. При этом указанными ресурсоснабжающими организациями претензионная исковая работа в отношении потребителей коммунальных ресурсов, имеющих задолженность по оплате, не ведется.
По результатам проверки прокурором района руководителям 8 муниципальных унитарных предприятий внесены представления об устранении нарушений законодательства. В отношении руководителей 6 предприятий возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ – нарушение должностным лицом заказчика срока оплаты товара (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд. Акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении. После внесения представлений предприятиями погашена задолженность перед поставщиками за поставленный уголь в размере свыше 11 миллионов рублей.
Кроме того, в связи с тем, что по состоянию на 01.10.2021 на котельных не был сформирован норматив общего запаса топлива (угля) прокурором района 5 директорам муниципальных унитарных предприятий внесены представления (на рассмотрении).
Исполнение названных актов прокурорского реагирования находится на контроле прокуратуры района.
Прокурор Краснозерского района советник юстиции Д.В.Круглов
Проверка соблюдения жилищного законодательства органами местного самоуправления
Прокуратурой района в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства органами местного самоуправления Краснозерского района при ведении учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлено, что в учетных делах граждан отсутствуют необходимые для постановки на учет документы.
Так, в нарушение ч.ч. 3 и 4 ст. 52 ЖК РФ, ст.ст. 4, 6 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 337-0З «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» в учетных делах граждан отсутствовали заключения межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодными для проживания, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, документы, дающие право гражданину и членам его семьи стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам найма (подтверждающие, что заявитель и члены его семьи относятся к малоимущим либо к иным категориям граждан, установленным законодательством).
По результатам проверки прокурором района внесено 12 представлений главам муниципальных образований Краснозерского района, которые рассмотрены, выявленные нарушения устранены, 12 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
В отношении глав муниципальных образований возбуждено 12 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 3.4 Закона НСО № 99-03, которые рассмотрены, виновные лица привлечены к административной ответственности.
Помощник прокурора Краснозерского района Л.Е.Лакетко
Проверка исполнения законодательства в части обеспечения водоснабжением населения с. Мохнатый Лог
Прокуратурой района в ходе проверки в июле 2021 года установлено, что в нарушение п. 4 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч. 10 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией Мохнатологовского сельсовета не были приняты меры по обеспечению населения с. Мохнатый Лог питьевой водой. В условиях выхода из строя водозаборной скважины, неисправности централизованной системы водоснабжения, администрация Мохнатологовского сельсовета не обеспечила подвоз питьевой воды населению.
02.08.2021 прокурором района внесено представление главе Мохнатологовского сельсовета в связи с ненадлежащим осуществлением подвоза воды жителям с. Мохнатый Лог. 07.08.2021 восстановлено водоснабжение населения посредством водозаборной скважины.
06.08.2021 прокурором района в отношении директора МУП ЖКХ «Мохнатологовское» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в связи с нарушение режима обеспечения водоснабжения населения. Акт реагирования находится на рассмотрении.
Помощник прокурора Краснозерского района Л.Е.Лакетко
Прокуратура Краснозерского района провела проверку исполнения требований федерального законодательства в сфере незаконного оборота наркотических средств
Прокуратурой Краснозерского района в целях защиты граждан, в том числе детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлено 4 сайта, на которых размещена информация о продаже семян растений «конопля», информация с инструкциями по культивированию растений, содержащих наркотические средства из этих семян, с целью их дальнейшего незаконного хранения, употребления или сбыта, а также информация о продаже наркотических средств растительного происхождения из растения «конопля».
Вход на указанные сайты свободный, не требовал предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием данных сайтов, осуществить заказ представленной продукции мог любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.
В связи с тем, что размещенная на указанных сайтах информация носила противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения растений, содержащих наркотические средства, прокурор Краснозерского района обратился с исковым заявлением в Краснозерский районный суд о признании названной информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
По результатам рассмотрения искового заявления, Краснозерский районный суд вынес решение о признании информации, размещенной на указанных сайтах и распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
За пропаганду наркотических средств или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, либо их прекурсоры предусмотрена административная ответственность по ст. 6.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а статьями 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств…
Помощник прокурора Краснозерского района Р.В. Мисюк
Прокуратура Краснозерского района провела проверку исполнения требований федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Прокуратурой Краснозерского района в октябре 2021 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления, в обществе с ограниченной ответственностью «Жилфонд» и в обществе с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго».
В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления, ООО «Жилфонд», ООО «Теплоэнерго» допущены нарушения федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, а именно:
не велся журнал и карточки личного приема граждан;
на письменные обращения граждан давались неполные ответы по существу поставленных в обращениях вопросов;
несвоевременно рассматривались письменные обращения граждан.
По результатам проверки прокурором Краснозерского района главам Зубковского, Кайгородского, Нижнечеремошинского сельсоветов, главе р.п. Краснозерское и руководителям ООО «Теплоэнерго», ООО «Жилфонд» внесены представления об устранении нарушений закона.
Кроме того, прокурором района в отношении главы Кайгородского сельсовета и директора ООО «Теплоэнерго» возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ - нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан работниками организации, на которую возложено осуществление публично значимых функций и должностными лицами государственных органов.
Исполнение названных актов прокурорского реагирования находится на контроле прокуратуры района.
Уважаемые читатели, если на Ваше обращение государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими публично значимые функции, иными организациями и их должностными лицами, дан неполный или несвоевременный ответ, вопросы в обращении остались нерешенными звоните на «горячую линию» прокуратуры Краснозерского района, в будние дни с 9:00 до 18:00 часов по номеру телефона: 8-(383-57)-42-762.
Помощник прокурора Краснозерского района Р.В. Мисюк
Защита прав несовершеннолетних – обязанность государства.Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Это согласуется с Конвенцией ООН о правах ребенка, согласно которой государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, поскольку «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».
Согласно ст. 19 названной Конвенции Российская Федерация обязана принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет формирование правовых основ гарантий прав ребенка, гарантированное осуществление прав детей, закрепленных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случае нарушений, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Прокуратурой Краснозерского района проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Краснозерского района законодательства об опеке и попечительстве.
Проверкой установлено, что в марте 2021 года несовершеннолетняя обратилась в отдел опеки и попечительства администрации Краснозерского района с заявлением о помещении её в отделение социальной реабилитации несовершеннолетних в связи с наличием на протяжении длительного периода времени конфликта с приемным родителем.
В апреле 2021 года, в период пребывания в учреждении социальной защиты, несовершеннолетняя обратилась в отдел опеки и попечительства с заявлением об отказе проживания в приемной семье.
Проверкой было установлено, что замещающая семья несовершеннолетней неоднократно проверялась по месту жительства (14 раз за последние 5 лет). Вместе с тем, все акты проверки были однообразными по своему содержанию, носили формальный характер. Сведения о взаимоотношениях подопечной и приемного родителя отсутствовали, либо были описаны фразой «права несовершеннолетней соблюдаются».
Согласно информации психолога конфликт между несовершеннолетней и приемным родителем имел затяжной и выраженный характер, инициатива и жизненные запросы ребенка подавлялись приемным родителем.
Кроме того, в 2019 году к специалисту отдела опеки и попечительства с информацией о нарушении приемным родителем прав несовершеннолетней (высказыванием оскорблений, понуждение к физическому труду, подавление интересов и потребностей несовершеннолетней) обращались граждане, но данные обращения были проигнорированы, проверки условий жизни несовершеннолетней не были проведены.
Таким образом, должностными лицами отдела опеки и попечительства администрации Краснозерского района не были приняты меры к защите прав и интересов несовершеннолетней в период пребывания последней в приемной семье.
По результатам проверки прокурором района главе Краснозерского района было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, начальник отдел опеки и попечительства, специалист отдела привлечены к дисциплинарной ответственности.
Старший помощник прокурора Краснозерского района младший советник юстиции О.П. Стенина
Прокуратура Краснозерского района провела проверку исполнения федерального законодательства об охране трудаПрокуратурой Краснозерского района в сентябре-октябре 2021 года проведена проверка соблюдения требований охраны труда на 4-х предприятиях обрабатывающей отрасли района, в муниципальном унитарном предприятии бытового обслуживания населения и в одном крестьянском хозяйстве района.
В ходе проверки установлено, что ОАО «Краснозерская машинно-технологическая станция», ЗАО «Новомайское», ООО «Мясозаготовительный комбинат «Краснозерский», АО «Новая заря, Краснозерское МУП бытового обслуживания населения, главой крестьянского хозяйства «Туман» допущены нарушения федерального законодательства в сфере охраны труда, а именно, проверкой выявлены следующие нарушения закона:
нет должностной инструкции на специалиста по охране труда;
не указаны точные даты инструктажей на рабочем месте;
ненадлежащий учет выдачи средств индивидуальной защиты;
не проводятся внеплановые инструктажи в связи с изменением законодательства по охране труда;
не выдаются средства индивидуальной защиты, а также смывающие и обезвреживающие средства;
не проводится специальная оценка условий труда;
не всегда проводится вводный инструктаж с вновь принятыми работниками;
к работе, в том числе к управлению транспортными средствами, допускаются без медицинского осмотра;
отсутствует перечень работ, по которым требуется обучение и проверка знаний по охране труда и др.нарушения требований законодательства об охране труда.
По результатам проверки прокурором Краснозерского района руководителям 6 предприятий внесены представления об устранении нарушений закона.
Кроме того, в отношении них прокурором района возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора Краснозерского МУП бытового обслуживания населения – ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении главы крестьянского хозяйства «Туман» - ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Исполнение названных актов прокурорского реагирования находятся на контроле прокуратуры района.
Помощник прокурора Краснозерского района М.П. Потапова
Суд по иску прокурора взыскал с гражданина незаконно полученное пособие по безработицеРешением Краснозерского районного суда удовлетворено исковое заявление прокурора района о взыскании с гражданина Юрченко Д.А. в бюджет Российской Федерации незаконно полученного пособия по безработице в размере 86077,6 рублей. Данное решение вступило в законную силу.
В ходе прокурорской проверки, проведенной в мае 2021 года, установлено, что в августе 2020 года гражданин Юрченко Д.А. обратился в ГКУ Новосибирской области «Центр занятости населения Краснозерского района», был признан безработным, ему назначено пособие по безработице, которое он получал 6 месяцев в размере 86077,6 рублей.
Вместе с тем, на момент обращения в ГКУ Новосибирской области «Центр занятости населения Краснозерского района» гражданин Юрченко Д.А. являлся самозанятым гражданином (плательщик налога на профессиональный доход), в связи с чем, не мог быть признан безработным.
Таким образом, Юрченко Д.А. незаконно получил из федерального бюджета денежные средства в размере 86077,6 рублей, тем самым неосновательно обогатился, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с названным исковым заявлением.
Прокурор Краснозерского района советник юстиции Д.В. Круглов
Необходимость заключения трудового договора между работником и работодателемОбязанность работодателя заключать с работниками трудовой договор содержится в статье 67 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). В данной статье также указано, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
В соответствии с частью 1 статьи 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Частью 2 этой же статьей установлен запрет на какую-либо дискриминацию при заключении трудового договора, во внимание должны браться деловые качества.
За неисполнение работодателем названной обязанности предусмотрена ответственность.
Так, частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
За необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам (статья 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам (статья 145 Уголовного кодекса Российской Федерации) предусмотрена уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов.
Вместе с тем, негативные последствия ожидают не только «нерадивого» работодателя, но и работника, который, работая в отсутствие заключенного трудового договора, может претерпеть не меньшие негативные последствия, в том числе в виде лишения права на: отчисления в пенсионный фонд; выплату сумм, причитающихся от работодателя в случае возникновения страхового случая (временной нетрудоспособности, несчастного случая); своевременную выплату заработной платы, в том числе и после прекращения фактических трудовых отношений с работодателем либо его ликвидацией (банкротством).
Признание имеющихся или имевшихся правоотношений между работником и работодателем в большинстве случаев возможно только в судебном порядке. В указанных судебных процессах не всегда работнику удается предоставить достаточные доказательства того, что он у работодателя выполнял трудовые функции.
При заключении трудового договора работник не должен забывать и о своей обязанности приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором, а если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу (статья 61 ТК РФ), а также о иных обязанностях, в том числе перечисленных в статье 21 ТК РФ.
Прокурор Краснозерского района советник юстиции Д.В. Круглов